К марке
 
Иегуда (Юрий) Моисеевич ПЭН (1854 — 1937).
Малахова, студентка БГПУ им. М. Танка.

 

 Ю.М. Пэн, художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых фигур "еврейского ренессанса" в белорусском искусстве первой трети 20 в.
 Пэн Юрий Моисеевич родился в 1854 г. в бедной еврейской семье в местечке Ново-Александровске Ковенской губернии (ныне г. Зарасай, Литва). Его детство прошло в бедности и лишениях.
 После хедера Юрия определили в религиозную школу при синагоге. Там у него пробудилась страсть к рисованию. Работа в течение восьми лет в качестве подмастерья у маляра укрепила его стремление стать художником. Здесь мальчик рисовал вывески, окрашивал внутренние и наружные стены домов, а в свободное время увлекался рисованием из книг, делал зарисовки бытовых сцен.
 Неудержимое стремление стать художником привело Пэна в Петербург, где он после многих мытарств поступил в Академию художеств. В Академии он учился с 1881 по 1886 г. После завершения образования, уехал на родину. В поисках работы Пэн переезжает из одного города в другой. В 1897 г. художник переехал в Витебск. С этого времени и начинается его активная творческая жизнь. Им были созданы сотни картин, портретов, этюдов, эскизов из жизни местечковых евреев.
 Наиболее сильной стороной творчества Пэна являются композиционные портреты. В этом жанре Пэн выступил как прямой преемник портретного творчества. И. Хруцкого, Ю. Силивановича, создавших в свое время серию композиционных портретов. Портреты и картины Пэна как бы воскрешают перед нами давно ушедшие из жизни типы и характеры ремесленников: часовщиков, портных, сапожников и других. Хорошее знание жизни ремесленников, среди которых Пэн прожил свою жизнь, дало ему возможность правдиво, с большой глубиной отразить труд и жизнь мастеровых, показать их в конкретной рабочей обстановке, глубоко и проникновенно раскрыть их духовный мир, их сокровенные мечты, их печали и радости.
 Наиболее известными произведениями, созданными Пэном в предреволюционное время, являются "Автопортрет", "Часовщик", "Письмо из Америки", "В тюрьме", "После забастовки", "Развод" и другие.
 В картине "Часовщик" художник выступил как мастер композиции, для которого важна всякая деталь, всякая вещь, связанная с жизнью и профессией человека. Изображен в ней старый сутулый еврей, занятый ремонтом часов. Он весь ушел в работу. На столе часы различных марок, инструмент. Характерной особенностью картины является некоторая протокольность - желание зафиксировать все то, что художник увидел в мастерской часовщика. В этом сказался пассивный подход к натуре, неумение выделить основное, определяющее сущность изображаемого.
 События, связанные с революцией 1905 г., внесли новую струю в творчество Пэна. В это время им была написана картина "После забастовки", показывающая раненого рабочего, с повязанной головой, лежащего на койке. Над ним склонилась мать. Здесь же за столом сидит отец раненого, погруженный в раздумье.
 Революционным событиям посвящено и второе произведение художника — "В тюрьме". Автор рисует молодого рабочего, опершегося на кирпичный подоконник и жадно всматривающегося через тюремную решетку в изумрудную зелень парка полного солнечного тепла и света.
 С наступлением реакции художник кaк бы отключается от социальных проблем, замыкаясь в скорлупе патриархально-консервативных сторон жизни еврейского мещанства. Наиболее показательными для этого творческого периода являются картина "Еврейский раввин" и наброски к полотну "Последняя суббота" (местонахождение последней неизвестно). Духом мистики и осуждения пронизана "Последняя суббота", в которой запечатлена больная женщина, встречающая свою последнюю субботу на смертном одре. "Состояние осужденности доведено здесь до крайней черты. Натуралистически выписанные детали углубляют впечатление угнетенности". Однако не следует забывать и о конкретно-исторической ситуации тех лет, которая, конечно же, не могла обойти стороной художников Витебска. Пестрота художественных поисков, порою намеренная крикливость (ради рекламных целей) и кратковременность существования многих из них свидетельствовали о кризисном состоянии известных кругов и течений в среде художественной интеллигенции как в Москве, Санкт-Петербурге (Петрограде), так и в губернских центрах национальных окраин. Уместно сослаться на известного русского искусствоведа А.Н. Бенуа, метко определившего суть творческой атмосферы того времени: "Мы живем в такое время, которое будут или поднимать на смех, или считать за несчастное и прямо трагически-полоумное время. Уже были такие полосы в истории культуры, когда значительная часть общества уходила в какие-то лабиринты теоретизации и теряла всякую живую радость. Но едва ли можно сравнить одну из тех эпох с нашей. Вот уже десять лет, как усиливается какой-то сплошной кошмар в искусстве, в этом вернейшем градуснике духовного здоровья общества".
 О том, что художник понимал суть кризиса художественной культуры и искал собственные выходы из него, свидетельствует картина Ю.М. Пэна "Развод" (1910) — одна из его немногих много-фигурных композиций, получивших наибольшую известность.
 Персонажей картины условно можно разделить на две группы: действующие лица и зрители. Действие происходит в комнате городского раввина. Поза главы семьи, находящегося в центре комнаты на переднем плане, свидетельствует о его смущенности и растерянности перед застигнутыми семейными неурядицами. Колоритна сама фигура - потрепанное платье с повисшими карманами, плохо застегнутые пуговицы, изношенные, без прежнего глянца сапоги. Подобная выразительность, казалось бы, второстепенных деталей достигается легкими, как бы случайными, без полутонов, мазками, в то же время лицо и руки главного героя прописаны детально, тонко. Второй, задний план, также имеет свое композиционное решение, подкрепленное цветовой гаммой. Он тоже делится на две части: справа сидит, пронизанная неизвестностью ожидания, женщина, слева за столом - два раввина, выписанные в затемненном углу интерьера. Заметим, что сочетание композиции и цвета не случайное - оно подчеркивает положение героев в разных жизненных ипостасях и придает картине "отраженную динамичность" (Н. Гулидова).
 Картина насквозь психологична. Женщина - в плену своих мыслей, напряжена, сомкнутые руки застыли на камнях. Лицо с грустными глазами выписано в матово-бледных тонах. Платок вокруг лица желтого цвета, придает образу своеобразную мягкость. Это один из примеров творчества Ю.М.Пэна, в котором соединены пластика и колористика. Фигуры женщины и ее обиженного супруга обращены к раввинам, сидящим за столом с развернутой книгой. Их лица, одежда, сапоги выписаны детально, мастерски. Они открыты зрителю: мы видим морщинистые лбы, внимательные глаза, седые бороды. На заднем плане несколько заинтересованных фигур, ожидающих окончательного решения.
 Наиболее зрелым произведением живописи Пэна является "Автопортрет". В нем художник изображен во время работы над одним из своих произведений. Все свое внимание художник концентрирует на передаче лица. Ярко освещенное, оно четко выделяется на темном фоне.

Ю.М. Пэн. Улица в Витебске.
Ю.М. Пэн. Улица в Витебске.

 Интересна серия полубытовых, полупейзажных зарисовок Витебска. С большой любовью и теплотой воспевает Пэн различные уголки города.
 В картине "Улица в Витебске" показан один из таких уголков, заполненный пестрой толпой женщин. Весь строй картины говорит о Пэне как о вдумчивом мастере-реалисте, большом знатоке жизни и быта ремесленного населения города.

 Пэн известен не только как художник, но и как педагог. В его мастерской получили первоначальное художественное образование несколько юношей, ставших впоследствии художниками, как О. Цадкин, О. Мещанинов, Л. Шульман, А. Пферфферман и др. Своеобразным творческим отчётом Ю. М. Пэна за 20 лет творческой деятельности стало его участие в 1916 г. в выставке картин, организованной в Петрограде Еврейским обществом поощрения художников.
 Выйдя на пенсию, Пэн был удостоен в 1925 г. (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания "Почётного еврейского художника". Продолжал активно работать как живописец ("Автопортрет с Музой и Смертью", 1934).
 Воспоминая о Ю.М. Пэне, М.З. Шагал писал: "Вам (зрителям) не следует идти в июле, не надо гулять по городу, обращать внимание на людей, не стоит идти в театр, в церковь, в синагогу - все Вы имеете перед собой, все стонет, плачет на картинах Пэна ежеминутно, и днем, и вечером, в субботу, в праздник".
 Пэн был убит у себя дома в Витебске вечером 28 февраля 1937. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников, однако обстоятельства и самого преступления, и следствия до сих пор остаются во многом загадочными.

 
Литература:
1. Кацер М.С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. - Мн.: Наука и техника.
2. Орлова М. Искусство Советской Белоруссии. Очерки: живопись, скульптура, графика. - М., 1960.
3. Русецкий А.В., Русецкий Ю.А. Художественная культура Витебска. Историко-художественный очерк. - Мн.: Белорусская энциклопедия, 2001.
 
к марке
 
 
Copyright © S.Baiko, Minsk, 2004.