Ю.М. Пэн, художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых
фигур "еврейского ренессанса" в белорусском искусстве первой
трети 20 в.
Пэн Юрий Моисеевич родился в 1854 г. в бедной еврейской семье в
местечке Ново-Александровске Ковенской губернии (ныне г. Зарасай, Литва). Его детство прошло в
бедности и лишениях.
После хедера Юрия определили в религиозную школу при синагоге. Там
у него пробудилась страсть к рисованию. Работа в течение восьми лет в
качестве подмастерья у маляра укрепила его стремление стать художником.
Здесь мальчик рисовал вывески, окрашивал внутренние и наружные стены домов,
а в свободное время увлекался рисованием из книг, делал зарисовки бытовых
сцен.
Неудержимое стремление стать художником привело Пэна в Петербург,
где он после многих мытарств поступил в Академию художеств. В Академии
он учился с 1881 по 1886 г. После завершения образования, уехал на родину.
В поисках работы Пэн переезжает из одного города в другой. В 1897 г. художник
переехал в Витебск. С этого времени и начинается его активная творческая
жизнь. Им были созданы сотни картин, портретов, этюдов, эскизов из жизни
местечковых евреев.
Наиболее сильной стороной творчества Пэна являются композиционные
портреты. В этом жанре Пэн выступил как прямой преемник портретного творчества.
И. Хруцкого, Ю. Силивановича, создавших в свое время серию композиционных
портретов. Портреты и картины Пэна как бы воскрешают перед нами давно
ушедшие из жизни типы и характеры ремесленников: часовщиков, портных,
сапожников и других. Хорошее знание жизни ремесленников, среди которых
Пэн прожил свою жизнь, дало ему возможность правдиво, с большой глубиной
отразить труд и жизнь мастеровых, показать их в конкретной рабочей обстановке,
глубоко и проникновенно раскрыть их духовный мир, их сокровенные мечты,
их печали и радости.
Наиболее известными произведениями, созданными Пэном в предреволюционное
время, являются "Автопортрет", "Часовщик", "Письмо
из Америки", "В тюрьме", "После забастовки",
"Развод" и другие.
В картине "Часовщик" художник выступил как мастер композиции,
для которого важна всякая деталь, всякая вещь, связанная с жизнью и профессией
человека. Изображен в ней старый сутулый еврей, занятый ремонтом часов.
Он весь ушел в работу. На столе часы различных марок, инструмент. Характерной
особенностью картины является некоторая протокольность - желание зафиксировать
все то, что художник увидел в мастерской часовщика. В этом сказался пассивный
подход к натуре, неумение выделить основное, определяющее сущность изображаемого.
События, связанные с революцией 1905 г., внесли новую струю в творчество
Пэна. В это время им была написана картина "После забастовки",
показывающая раненого рабочего, с повязанной головой, лежащего на койке.
Над ним склонилась мать. Здесь же за столом сидит отец раненого, погруженный
в раздумье.
Революционным событиям посвящено и второе произведение художника
"В тюрьме". Автор рисует молодого рабочего, опершегося
на кирпичный подоконник и жадно всматривающегося через тюремную решетку
в изумрудную зелень парка полного солнечного тепла и света.
С наступлением реакции художник кaк бы отключается от социальных
проблем, замыкаясь в скорлупе патриархально-консервативных сторон жизни
еврейского мещанства. Наиболее показательными для этого творческого периода
являются картина "Еврейский раввин" и наброски к полотну "Последняя
суббота" (местонахождение последней неизвестно). Духом мистики и
осуждения пронизана "Последняя суббота", в которой запечатлена
больная женщина, встречающая свою последнюю субботу на смертном одре.
"Состояние осужденности доведено здесь до крайней черты. Натуралистически
выписанные детали углубляют впечатление угнетенности". Однако не
следует забывать и о конкретно-исторической ситуации тех лет, которая,
конечно же, не могла обойти стороной художников Витебска. Пестрота художественных
поисков, порою намеренная крикливость (ради рекламных целей) и кратковременность
существования многих из них свидетельствовали о кризисном состоянии известных
кругов и течений в среде художественной интеллигенции как в Москве, Санкт-Петербурге
(Петрограде), так и в губернских центрах национальных окраин. Уместно
сослаться на известного русского искусствоведа А.Н. Бенуа, метко определившего
суть творческой атмосферы того времени: "Мы живем в такое время,
которое будут или поднимать на смех, или считать за несчастное и прямо
трагически-полоумное время. Уже были такие полосы в истории культуры,
когда значительная часть общества уходила в какие-то лабиринты теоретизации
и теряла всякую живую радость. Но едва ли можно сравнить одну из тех эпох
с нашей. Вот уже десять лет, как усиливается какой-то сплошной кошмар
в искусстве, в этом вернейшем градуснике духовного здоровья общества".
О том, что художник понимал суть кризиса художественной культуры
и искал собственные выходы из него, свидетельствует картина Ю.М. Пэна
"Развод" (1910) одна из его немногих много-фигурных композиций,
получивших наибольшую известность.
Персонажей картины условно можно разделить на две группы: действующие
лица и зрители. Действие происходит в комнате городского раввина. Поза
главы семьи, находящегося в центре комнаты на переднем плане, свидетельствует
о его смущенности и растерянности перед застигнутыми семейными неурядицами.
Колоритна сама фигура - потрепанное платье с повисшими карманами, плохо
застегнутые пуговицы, изношенные, без прежнего глянца сапоги. Подобная
выразительность, казалось бы, второстепенных деталей достигается легкими,
как бы случайными, без полутонов, мазками, в то же время лицо и руки главного
героя прописаны детально, тонко. Второй, задний план, также имеет свое
композиционное решение, подкрепленное цветовой гаммой. Он тоже делится
на две части: справа сидит, пронизанная неизвестностью ожидания, женщина,
слева за столом - два раввина, выписанные в затемненном углу интерьера.
Заметим, что сочетание композиции и цвета не случайное - оно подчеркивает
положение героев в разных жизненных ипостасях и придает картине "отраженную
динамичность" (Н. Гулидова).
Картина насквозь психологична. Женщина - в плену своих мыслей, напряжена,
сомкнутые руки застыли на камнях. Лицо с грустными глазами выписано в
матово-бледных тонах. Платок вокруг лица желтого цвета, придает образу
своеобразную мягкость. Это один из примеров творчества Ю.М.Пэна, в котором
соединены пластика и колористика. Фигуры женщины и ее обиженного супруга
обращены к раввинам, сидящим за столом с развернутой книгой. Их лица,
одежда, сапоги выписаны детально, мастерски. Они открыты зрителю: мы видим
морщинистые лбы, внимательные глаза, седые бороды. На заднем плане несколько
заинтересованных фигур, ожидающих окончательного решения.
Наиболее зрелым произведением живописи Пэна является "Автопортрет".
В нем художник изображен во время работы над одним из своих произведений.
Все свое внимание художник концентрирует на передаче лица. Ярко освещенное,
оно четко выделяется на темном фоне.
|
Пэн известен не только как художник, но и как педагог. В его мастерской
получили первоначальное художественное образование несколько юношей, ставших
впоследствии художниками, как О. Цадкин, О. Мещанинов, Л. Шульман, А. Пферфферман
и др. Своеобразным творческим отчётом Ю. М. Пэна за 20 лет творческой деятельности
стало его участие в 1916 г. в выставке картин, организованной в Петрограде
Еврейским обществом поощрения художников.
Выйдя на пенсию, Пэн был удостоен в 1925 г. (окружным съездом рабочих
и крестьянских депутатов) звания "Почётного еврейского художника".
Продолжал активно работать как живописец ("Автопортрет с Музой и
Смертью", 1934).
Воспоминая о Ю.М. Пэне, М.З. Шагал писал: "Вам (зрителям) не
следует идти в июле, не надо гулять по городу, обращать внимание на людей,
не стоит идти в театр, в церковь, в синагогу - все Вы имеете перед собой,
все стонет, плачет на картинах Пэна ежеминутно, и днем, и вечером, в субботу,
в праздник".
Пэн был убит у себя дома в Витебске вечером 28 февраля 1937. Официальное
следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления)
его близких родственников, однако обстоятельства и самого преступления,
и следствия до сих пор остаются во многом загадочными. |